"Hammer Films"

Итак, киностудия Хаммер (Hammer), что переводится как "Молоток", появилась в Великобритании и произвдила фильмы еще с 1920-ых годов. Однако начальная история "Hammer Films" совершенно ничем не отличалась от массы мелких кинокомпаний, которые так и исчезли, не оставив в истории кино мало-мальского следа. Однако судьба "Hammer Films" оказалась иной.

В 1957 году сам мир ужасов преобразился - никому неизвестная компания выпустила фильм, который произвел фурор. Это было "Проклятие Франкенштейша" (The Curse of Frankenstein), выпущенное на экраны в мая 1957. Работа, проделанная командой фильма воистину поражает. Во-первых бюджет фильма был маленький - 70 тысяч фунтов (конечно это не нынешние фунты, но и для того времени бюджет этот был минимален). Во-вротых были серьезные проблемы с авторскими правами. Хотя оригинальный текст Мэри Шелли находился в общественном пользовании, т.е. при его использовании не нарушаются ничьи авторские права, но выпущенней компанией Universal Pictures' в 1931 году фильм "Франкенштейн" (Frankenstein) имел авторские права - таким образом внешний вид монстра и вообще окружения, а также повороты сюжета, которые были добавлены в фильм не могли использоваться "Hammer Films" без того, чтобы на них подали в суд (и выиграли бы дело). Так что команда создала совершенно новый грим для монстра (который впервые снимался в цвете). И в итоге создали шедевр, которые до сих пор является объектом поклонения фанатов ужасов.

Но фильм совершил еще большую революцию в ужасах, и создал основу современных фильмов - впервые деяния монстра (убийства и т.п.) не были затемнены, а показывались на экране, да еще в цвете! Время затемнений, вырезаний и страшной музыки на фоне черного экрана уходят в небытие. "Hammer" попробовали создать новый подход к фильму, и у них это удалось. Стиль фильма шокировал критиков, которые его нещадно ругали и иначе как "ужасным" и "отвратительным" не называли. Но реакция зрителей была совершенно противоположной - фаны ужасняков заполняли кинотеатры и смотрели этот фильм много раз.

После того, как сумасшествие вокруг "Франкенштейна" поутихло, студия вернулась к работе, на этот раз над другой классикой - "Дракулой", на этот раз уже купив права у Universal. Тот же режиссер, те же актеры, а также даже частично те же декорации оказались и во втором фильме, опять-таки создавая этим прецедент, который будет до наших дней использоваться студиями, производящими малобюджетные фильмы. "Дракула" появился в 1958, и оказался не менее популярным, чем "Франкенштейн", а сыгравший заглавную роль Кристофер Ли (Christopher Lee) стал одним из классических Дракул, и исполнял эту же роль в еще четырех хаммеровских фильмах.

Все шестидесятые прошли под торговой маркой "Hammer Films". Масса фильмов, выпускаемых фильмов приносила огромный доход, позволяя компании все сильнее раскручиваться. На первых порах активно используются полюбившиеся зрителям актеры, зведзы Хаммера - Питер Кашинг (Peter Cushing) и Кристофер Ли. Характерным для компании является оживление "классических монстров" - Дракулы (всего студия Хаммер сняла 16 фильмов про вампиров), Франкенштейна, Оборотня, Мумии, Джекила/Хайда. Был снят даже ужасняцкий вариант "Собаки Баскревиллей", в которой Ли снялся в роли Холмса. Первая неудача постигла студию в 1964 году. Это был фильм "Зло Франкенштейна" (The Evil of Frankenstein) - третий фильм франкенштейновской серии, в котором снова появился Кашинг. Однако так как это не был сиквел в серии, а скорее новое начало, то многие фаны были сильно разочарованы.

Следующей ступенью падения "Hammer Films" стал 1970 год - "Дориан Грей", основанный на романе Оскара Уайльда, не пользуется особым успехом. Тогда компания решает вернуться к своим "коронным" сериям - Франкенштейну и Дракуле. Однако "Шрамы Дракулы" и "Ужас Франкенштейна" только усугубляют положение - оба считаются наихудшими фильмами, что вышли в студии "Hammer Films". Вся первая половина семидесятых шла для компании с переменным успехом - неудачные фильмы подрывали экономическую основу студии. В конце концов в 1975 году компания объявила о банкротстве. Фирму купил некий Рой Скеггс (Roy Skeggs), который обещал ее возродить, однако ему это не удалось...

В 1997 году появилась новость, которая сотрясла мир ужасов - Чарльз Саачи (Charles Saachi), рекламный магнат, купил студию Хаммер и объявил о том, что собирается ввести компанию в 21-ый век в виде глобальной империи, основанной не только на фильмах, но и тематический парк, а также сеть ресторанов а-ля Planet-Hollywood. Многие звезды согласились сотрудничать со студией. Однако к сожалению эта идея завяла, так и не успев толком развиться.

Такова история одной из наиболее значительный ужасняцких киностудий. Все шестидесятые - это был пик расцвета, когда между ужасами и студией Хаммер практически ставился знак равенства, это было время второго расцвета "классических монстров", которое пошло на убыль в уже в начале семидесятых, и закончилось его полным крушением. Не знаю, является ли это своеобразной маркой, или это просто совпадение, но все хаммеровские фильмы, что я видел, начинаются с рисованных кадров - своеобразных рисунков на пожелтевшей бумаге. и еще одно - мне кажется, очень легко провести паралель между студаей Хаммер и Хаксан (создателями ведьмы из Блэр) - и та, и другая практически вломилась в широкий мир ужасов с оригинальным малобюджетным фильмом. Но последствия разные - Хаммер продолжил традицию своего первого фильма и укрепился на рынке, а Хаксан сразу же переняли модель больших студий, и потерпели поражение.



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов