Роджер Корман (Roger Corman)

Роджер Корман (Roger Corman) родился 5 апреля 1926 года в промышленном городе Детройт (США). Хоть он и получил инженерное образование, с самого начала он знал, что хочет работать в киноиндустрии. И начинал он с самых низов - в качестве мальчика на побегушках в компании "20th Century Fox", а затем поднялся до анализатора историй (основ для сюжета), которые приходили на студию. И только в возрасте 27 лет ему напрямую довелось участвовать в кинопроцессе (сперва в качестве сценариста и продюсера). С самого начала он начал сотрудничать с дистрибьюторской компанией American Releasing Corporation, которая позже переросла в дистрибьюторско/продюсерский брэнд American International Pictures (АIP). Занятно, что его первый собственный фильм - снятый в 1954 за 10 тысяч долларов был фантастический ужасняк (как видите, и начинал он также с популярных в то время направлений) "Монстр со дна океана" (The Monster From the Ocean Floor) (хотя в итоге в официальном релизе было поставлено имя другого режиссера).

Сотрудничество с зарождающейся АIP развивалось, Корман стал одним из основных поставщиков фильмов для дистрибуции. Маленькие бюджеты, сжатые сроки съемки (редко превышающие 10 дней), в основном повторяющаяся команда актеров, которые также обычно работали и как съемочная группа - и в итоге вполне приемлемый для рынка продукт, неплохо расходящийся у зрителей. В популярные жанры (работал он в исключительно в них, ведь целью было заработать денег) он вносил элементы юмора и социальной сатиры. Естественно, кроме детективов, вестернов и мелодрам одним из основных направлений его деятельности были ужасы и фантастика (чаще всего с элементами ужасов). Так "День Конца Света" ("Day the World Ended") (1956) по сути фантастика, но достаточно атмосферная и мрачная, чтобы заинтересовать поклонника хоррора. Компания работала с ним достаточно занятно - ему давалась определенная (обычно не очень большая) сумма денег и иногда только название фильма, и он уже самостоятельно придумывал его сценарий и продюсировал.

Экономия во всем - вот был лозунг Кормана. Если ему приходилось снимать фильм на натуре, а не в павильоне, то обычно он старался за одно снять там же в то же время и второй фильм, чтобы было дешевле. Про инвентарь и говорить нечего, так например летучие мыши, появившиеся в его первом обычном фильме ужасов "Не мертвое" были просто остатками реквизита одного из предыдущих фильмов - "Оно захватило мир" (It Conquered the World). Все его фильмы 50-ых стремились угнаться за чужой популярностью, когда из большой моды вышли вестерны и нападения инопланетян, он перестал их снимать, переключившись на драмы и криминальные истории. В фильмах A Bucket of Blood и The Little Shop of Horrors он смешал жанры ужасов и комедии. Снимал он то, что сейчас называют фильмами класса Б и трешаками. Одно название "Женщина-оса" уже говорит многое.

Однако в 1960 году он решил сменить свой стиль работы, и когда AIP в очередной раз предложило ему сумму денег для создания очередного дешевого черно-белого фильма, он выдвинул контрпредложение - за те же деньги снять цветной фильм с применением новой технологии. В итоге компания согласилась, и Корман снял "Дом Эшеров", в котором главную роль сыграл Винсент Прайс. Это была первая из целой серии экранизация произведения Эдгара По. Фильм стал очень популярным, и что еще более необычно для AIP - его расхвалили критики. Именно эта серия, созданная гениями Кормана и Прайса, внесла их в историю ужасов, и кино в целом. С этого момента и компания AIP вышла на новый, более высокий уровень работы. Знаковая "Серия По", которую продолжили "Колодец и маятник", "Преждевременные похороны", "Истории ужаса", "Ворон", "Проклятое место" (названный экранизацией По, на самом деле этот фильм является вольной экранизацией Лавкрафта), "Маска красной смерти", "Могила Лигеи", создала основной имидж Кормана-режиссера, а также стала лицом всей компании, а также заняла большую часть первой половины седьмого десятилетия. После этого он к ужасам не возвращался, снимая только в других жанрах.

В конце 1970 года он женится на Жули Халлоран (которая остается его женой и поныне, что для Голливуда редкость - стаж супружеской жизни 35 лет и четыре ребенка, у успешного, легендарного продюсера!) и в корне меняет свою жизнь. Он прекращает самостоятельно снимать фильмы (вернувшись в режиссерское кресло только еще один раз - в 1990 году для съемок фильма Frankenstein Unbound) и создает свою продюсерскую компанию - New World Pictures (которая в 1971-1990 сняла около 90 фильмов), и ограничивается продюсированием и написание сценариев. В 1983 году он успешно продает New World Pictures и основывает новую компанию - Concorde Pictures (позже превратившуюся в Concorde-New Horizons), которая достаточно успешно работает и по ныне, клепая трэшаки и фильмы класса Б. Ужасы в его творчестве и в продюсерстве занимали очень важную, одну из центральных ролей. Он продюсировал такие фильмы как "Дом", "Дом 2", "Sorority House Massacre 1-2", "Смотрители 1-4" (экранизация Кунца), на рубеже 80-ых и 90-ых несколько новых экранизаций Эдгара По.

Кормана, который начал с малых бюджетов, и с ними больше не расставался, который прославился и как режиссер, и как сценарист, не даром называют "Королем фильмов класса Б", а ранее именовали "Королем Драйв-иннов", он в своем жанре был законодателем мод, фигурой знаковой. Кроме того, что он создал массу мало и среднебюджетных фильмов, он также и открыл массу талантов, которые позже стали очень заметны и влиятельны. Именно он открыл и дал возможность проявится актерским талантам Джека Николсона, Питера Фонды, Роберта де Ниро. Именно он впервые допустил Френсиса Форда Копполу к месту режиссера, а затем спродюсировал его первый самостоятельный фильм "Сумасшествие 13". Помог в начале карьеры и Мартину Скорцезе, Джеймсу Камерону, Джо Данте, Джонатану Демме. Без этих людей сложно себе представить современную киноиндустрию. Убежденный трэшевик, идеолог дешевого кино, он внес значимый вклад в его развитие.

Фильмы ужасов Роджера Кормана:

Тварь с миллионом глаз (The Beast with a Million Eyes) (1956)

Нападение крабов-монстров (Attack of the Crab Monsters) (1957)

Не мертвое (The Undead) (1957)

Бадья крови (A Bucket of Blood) (1959)

Женщина-оса (The Wasp Woman) (1960)

Маленький магазинчик ужасов (The Little Shop of Horrors) (1960)

Дом Эшеров (House of Usher) (1960)

Существо из моря призраков (Creature from the Haunted Sea) (1961)

Колодец и маятник (Pit and the Pendulum) (1961)

Преждевременные похороны (The Premature Burial) (1962)

Истории ужаса (Tales of Terror) (1962)

Лондонский Тауэр (Tower of London) (1962)

Ворон (The Raven) (1963)

Ужас (The Terror) (1963)

Проклятое место (The Haunted Palace) (1963)

Маска красной смерти (The Masque of the Red Death) (1964)

Могила Лигеи (The Tomb of Ligeia) (1965)

Франкенштейн свободен (Frankenstein Unbound) (1990)



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов