Ужасы студии Юниверсал (Universal)

Ужасы студии Юниверсал, Классические Монстры, эти слова много говорят любителям ужасов. Каждый интересующийся историей жанра (и даже не интересующийся) знает, что именно в период царствования юниверсаловых монстров сложились некоторые каноны жанра. Степень, в которой эти черно-белые фильмы повлияли на развитие ужасов измерить очень сложно, их отголоски можно найти в очень многих фильмах, не исчезли они и сейчас. На самом деле с монстрами студии Юниверсал знакомы не только поклонники ужасов, их знают абсолютно все, даже если об этом не догадываются. Созданные этой компанией образы прочно вошли в мир, въелись в его кожу и теперь их совершенно не отделить от массовой культуры. Дракула (и вампир в целом) в виде человека в черном плаще со стоящим воротником (красную подкладку позже добавила студия Хаммер) и зализанными черными волосами, Франкенштейн в виде долговязого неуклюжего монстра с деформированной головой - не такими они были созданы в литературных источниках, такими их создала студия Юниверсал. И эти образы стали столь запоминающими, что вытеснили из массового создания своих предшественников, стали расхожим штампом, и даже можно сказать каноническим изображением. В таком виде их узнают и маленькие дети, т.к. эти монстры успели перекочевать и в безвредные детские мультики. Но как возникла эта легенда, как она из литературы и кино стала расхожим мифом, эталоном, который узнают абсолютно все (хотя очень небольшая часть из ныне живущих видела эти фильмы)?

Все началось с "Дракулы", хотя это был не первый фильм ужасов, который сняли на Юниверсал, и до него были прибыльные ужасы. У основанной 8 июня 1912 года Карлом Лэммлем студии неплохо прошли фильмы "Горбун из Нотр Дама" (Hunchback of Notre Dame) (1923) и "Призрак Оперы" (Phantom of the Opera) (1925), были и другие фильмы ужасов. В 1930 году студия Юниверсал перестала делать немые и занялась звуковыми фильмами, и даже получила Оскара. Однако к 1931 году финансовые дела компании сильно пошатнулись. Фильмом, который спас студию от разорения оказался "Дракула" (выпущенный 14 февраля 1931) с Белой Лугоши в главной роли. Огромный успех фильма принес ту финансовую стабильность, которая была так нужна компании. Лугоши стал звездой компании (в те времена актеры обычно снимались в фильмах только одной кинокомпании и были ее лицом), а Лэммле поверил в прибыльность ужасов. Мрачная готическая кинематография стала фирменным знаком для фильмов ужасов этой студии. Вторым шагом был выпуск еще одного фильма ужасов - им стал "Франкенштейн", вышедший на экраны в декабре 1931, который стал еще более успешным финансовым вложением, чем "Дракула" (и, по моему субъективному мнению, чуть более атмосферным, посему его успех вполне заслужен). Лугоши отказался сниматься в роли безмолвного монстра, и на эту роль был поставлен Броис Карлофф, который стал вторым основным лицом, представляющим монстров Юниверсал.

В 1932 году было снято три фильма ужаса, один с Белой Лугоши и два с Карлоффым, при этом он еще один раз сыграл бессловесного монстра - на этот раз ожившую египетскую Мумию, которая как и его же Франкенштейн стала более чем классикой, настоящим символом (и для многих чуть ли не единственным источником информации о египтологии). В 1933 году Карлофу вновь пришлось скрывать свое лицо - на этот раз в фильме "Человек-невидимка", снятый Джеймсом Вейлом (который режиссировал "Франкенштейна"). В 1934 руководство компании решило, что пора свести двух своих главных монстров, точнее исполнявших их актеров, вместе - подобная связка должна была привлечь в кинотеатры многих зрителей. Специально для этого был снят фильм "Черный кот" (кроме названия ничего общего с По у этого фильма нет). Бюджет фильма был 95 тысяч долларов (для того времени очень солидный), и его сопровождала большая раскрутка. И, как и надеялись боссы студии, фильм сорвал хороший куш.

В 1935 был снят сиквел "Франкенштейна" - "Невеста Франкенштейна", которую режиссировал все тот же Вейл. При баснословном бюджете в 400 тысяч долларов (суперблокбастер тех времен) фильм сумело произвести фурор и окупиться. Кроме того, некоторые любители жанра считают этот фильм лучшим из всех, что вышли из студи Юниверсал. Также в этом году студия создала фильм про оборотней, однако он не стал культовым, и не создал распространившихся по Голливуду стереотипов (таким фильмом стал Человек-волк 1941 года, тоже вышедший из студии Юниверсал), а также еще один совместный фильм Лугоши и Карлоффа "Ворон" (который, как и предыдущий, у По заимствовал только название). "Ворон" стал последним фильмом ужасов при династии Леммле, в 1936 году финансовые дела компании в очередной раз пошатнулись. Однако при этом родственники и друзья Леммлей все равно приносили домой огромные зарплаты. Держателей акций такая политика разозлила и они проголосовали за увольнение Леммлей. Так, вместо бессменных Леммля старшего и младшего, у Юниверсала появились новые главные продюсеры, которые уже не были столь категоричны и смелы. А компанию теперь стали называть "New Universal" (правда довольно быстро вернулось старое Universal).

Первым фильмом ужасов в новом составе компании стал "Невидимый луч" снова с обоими главными лицами ужасов 30-ых годов, а затем сиквел "Дракулы" - "Дочь Дракулы". Не смотря на то, качество обоих фильмов было неплохим, с финансовой точки зрения они уже не были столь успешны, как предыдущие фильмы ужасов. Это было во многом связано с потерей европейского рынка - фашистские режимы континентальной Европы запретили фильмы ужасов, да и так в обыденной жизни европейцев хватало страха. Поэтому потеряв примерно 40% рынка студия Юниверсал на три года прекратила выпуск новых фильмов ужасов. В 1938 году они повторно выпустили заслуженную классику - "Дракулу" и "Франкенштейна", которые оказались очень популярны и принесли приличный доход. После такого успеха студия решила снять третий фильм из серии про Франкенштейна - им стал "Сын Франкенштейна", вышедший в прокат в январе 1939. Финансовый успех фильма вдохнул вторую жизнь в классических монстров, вскоре последовали возродившиеся Невидимка, Мумия, Дракула. Тогда же Юниверсал покупает права у "20-го Века Фокс" на серию фильмов о Шерлоке Холмсе, которого играл Бэзил Рэтборн, и снимает группу фильмов, в которую приносит ощутимый элемент ужасов.

В это время главным злодеем и монстром становится актер Лон Чейни младший, который постепенно вытесняет своих более старых коллег Лугоши и Карлоффа. Однако популярность ужасов снова идет на спад, и компания сперва вбрасывает комедийные элементы, а в 1943 году решает сделать ход конем - скрестить двух своих монстров в одном фильме - "Франкенштейн встречает Человека-волка", где Лугоши наконец играет монстра Франкенштейна. Затем следует "Дом Франкенштейна", где к ним присоединяется Дракула. Последним фильмом в классической монструозной серии Юниверсала стал "Дом Дракулы" (1945), где вновь встречаются три основных монстра (вот откуда растут ноги у всех этих "Фредди против Джесона" - еще задолго до них такими смесями убили жанр в студии Юниверсал). Первая половина 40-ых это закат классики жанра, его предсмертные вздохи. На смену классическим монстрам пришли монстры космические.

В 1948 году был вогнан последний гвоздь в крышку гроба Дракулы - забили его комики Эббот и Костелло, поизгалявшиеся над Франкенштейном и Дракулой (Лугоши собственной персоной), а через 7 лет уже походя пнувшие мумию. Комедия окончательно убила классических монстров, которые чуть больше чем через 10 лет возродятся уже в цвете, и за океаном - в Британии, на студии Хаммер. В фильмах студии Юниверсал "Золотого периода" есть особая атмосфера, особый, присущий только им дух. Сейчас они совсем не способны испугать, но они способны приворожить, увлечь. Кроме ностальгии, они еще вызывают и уважение, не так просто внести такой вклад в историю жанра. И хотя в этот период ужасы снимались не только у Юниверсала (есть масса других хороших фильмов того времени), именно фильмы этой студии являются лицом эпохи, ее главными и доминирующими представителями.

Фильмы ужасов студии Юниверсал в "Золотой период" (1931-1948):

(*) - отмечены фильмы, которые считаются серией о Монстрах. (Х) - фильмы о Шерлоке Холмсе; (Л) - фильмы с Лугоши, (К) - фильмы с Карлоффом, (Ч) - с Лоном Чейни младшим

Дракула (Dracula) (1931) (*) (Л)

Франкенштейн (Frankenstein) (1931) (*)(К)

Убийства на улице Морг (Murders in the Rue Morgue) (1932) (Л)

Старый мрачный дом (The Old Dark House) (1932)(К)

Мумия (The Mummy) (1932) (*)(К)

Человек-невидимка (The Invisible Man) (1933) (*)(К)

Тайна Синей комнаты (Secret of the Blue Room) (1933)

Черный кот (The Black Cat) (1934) (Л)(К)

Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein) (1935) (*)(К)

Вервольф Лондона (Werewolf of London) (1935) (*)

Ворон (The Raven) (1935) (Л)(К)

Тайна Эдвина Друда (Mystery of Edwin Drood) (1935)

Невидимый луч (Invisible Ray) (1936)(Л)(К)

Дочь Дракулы (Dracula's Daughter) (1936) (*)

Сын Франкенштейна (Son of Frankenstein) (1939) (*)(Л)(К)

Лондонский Тауэр (Tower of London) (1939) (К)

Рука Мумии (The Mummy's Hand) (1940) (*)

Возвращение человека-невидимки (The Invisible Man Returns) (1940) (*)

Женщина-невидимка (The Invisible Woman) (1940) (*)

Черная пятница (Black Friday) (1940) (Л)(К)

Человек-волк (The Wolf Man) (1941) (*)(Ч)(Л)

Черный кот (The Black Cat) (1941) (Л)

Человек создал монстра (Man Made Monster) (1941) (Ч)

Остров ужасов (Horror Island) (1941)

Призрак Франкенштейна (The Ghost of Frankenstein) (1942) (*)(Ч)(Л)

Могила Мумии (The Mummy's Tomb) (1942) (*)(Ч)

Ночной монстр (Night Monster) (1942) (Л)

Невидимый агент (Invisible Agent) (1942) (*)

Сумасшедший доктор с Маркет стрит (The Mad Doctor of Market Street) (1942)

Шерлок Холмс и голос ужаса (Sherlock Holmes and the Voice of Terror) (1942) (Х)

Странное дело доктор Рх (The Strange Case of Doctor Rx) (1942)

Сын Дракулы (Son of Dracula) (1943) (*)

Франкенштейн встречает Человека-волка (Frankenstein Meets the Wolf Man) (1943) (*)(Л)(Ч)

Шерлок Холмс встречает Смерть (Sherlock Holmes Faces Death) (1943) (Х)

Вызывая доктора Смерть (Calling Dr. Death) (1943) (Ч)

Призрак Оперы (Phantom of the Opera) (1943)

Сумасшедший Гул (The Mad Ghoul) (1943)

В плену у дикой женщины (Captive Wild Woman) (1943)

Дом Франкенштейна (House of Frankenstein) (1944) (*)(К)(Ч)

Месть человека-невидимки (The Invisible Man's Revenge) (1944) (*)

Призрак Мумии (The Mummy's Ghost) (1944) (*)

Проклятье Мумии (The Mummy's Curse) (1944) (*)(Ч)

Концовка (The Climax) (1944) (К)

Глаза мертвого человека (Dead Man's Eyes) (1944) (Ч)

Ловцы призраков (Ghost Catchers) (1944) (Ч)

Женщина джунглей (Jungle Woman) (1944)

Странная женщина (Weird Woman) (1944) (Ч)

Шерлок Холмс и Женщина-паук (Sherlock Holmes and the Spider Woman) (1944) (Х)

Алый коготь (The Scarlet Claw) (1944) (Х)

Жемчужина смерти (The Pearl of Death) (1944) (Х)

Дом Дракулы (House of Dracula) (1945) (*)(Ч)

Шерлок Холмс и Дом Страха (Sherlock Holmes and the House of Fear) (1945) (Х)

Женщина в Зеленом (The Woman in Green) (1945) (Х)

Странное признание (Strange Confession) (1945) (Ч)

Подушка смерти (Pillow of Death) (1945) (Ч)

Замороженный призрак (The Frozen Ghost) (1945) (Ч)

Волчица Лондона (She-Wolf of London) (1946) (*)

Одета для убийства (Dressed to Kill) (1946) (Х)

Дом ужасов (House of Horrors) (1946)

Эббот и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein) (1948) (Л)(Ч)

Эббот и Костелло встречают Мумию (Abbott and Costello Meet the Mummy) (1955)



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов