Posted on

Две тысячи маньяков
(Two Thousand Maniacs!)
(1964)

  • Две тысячи маньяков
  • Two Thousand Maniacs! (1964)
  • Режиссер Herschell Gordon Lewis
  • В ролях: William Kerwin, Connie Mason, Jeffrey Allen
  • В небольшом южном городке проходит праздник столетия, на который обманом (ложным знаком объезда) заманиваются шесть случайно проезжающих мимо янки — две семейные пары и Терри (Connie Mason) со своим случайным попутчиком Томом Уайтом (William Kerwin). Все жители города, во главе с толстым мэром (Jeffrey Allen) радостно прыгают вокруг ‘почетных гостей’, обещают им всяческие развлечения и при этом в сторонке гнусно хихикают, поэтому у зрителя не возникает ни малейших сомнений, что развлечения эти не придутся по душе случайным гостям загадочного праздника. Достаточно скоро жители города начали разделят приезжих и по одиночке расправляться с ними различными брутальными методами.

    Будучи вторым фильмом связки Льюис/Фридман, который эксплуатирует брутальность и кровь, да еще и снятый за 65 тысяч долларов (собранных за счет проката их предыдущего фильма), он успешно шел в кинотеатрах и драйв-иннах (особенно популярен он был на Юге США, где происходит действие фильма). Как и рассчитывалось, фильм вызывал раздражение и отвращение части общества, скандальное сопровождение проката было фильму на руку (собственно, именно с таким прицелом его и снимали). Натуралистичные жестокие моменты шокировали публику. Особенно забавно смотреть на это сейчас — современный зритель (и особенно поклонник жанра) вряд ли поймет, о чем идет речь, ведь мы видим тень от действия, обильно и нереалистично политую кровь, да муляжи различных частей тела (рук или ног). Ныне уровень брутальности и кровавости шагнул далеко вперед. Но не нужно забывать, что это была середина 60-ых, и снятая более чем через 10 лет также шокирующая ‘Техасская резня бензопилой’ была даже менее наглядно кровавой.

    ‘Резню’ я вспомнил не зря, т.к. кроме попытки шокировать зрителя Хупер определенно позаимствовал у Льюиса и концепцию обыденного, а потому еще больше пугающего безумия (правда, Хупер воплотил ее на порядок успешнее, в ‘2000 маньяках’ атмосферы практически нет). Актеры достаточно сильно переигрывают, и кажется это было частью концепции ‘дешевого шокирующего фильма’. Больше всего меня раздражала назойливая южная кантри-музыка с банджо. Она наверное создает нужную атмосферу, но после 10 минут уже сильно достала. Сперва фильм кажется занудным, но примерно с середины уже втягиваешься, и хотя особо фильм меня не зацепил, посмотреть уже не было нудно. В нем нет нагнетания напряжения, весь упор делается на кровавые сцены (которые теперь ну совсем не шокируют). Правда еще конец порадовал. Многие считают (и Льюис с этим сам согласен), что ‘Две тысячи маньяков’ его лучший фильм. Поэтому фильм скорее будет интересен тем, кто интересуется историей ужасов (и особенно его шокирующим направлением, делающим упор на обилие крови и спецэффекты), т.к. это настоящий малобюджетный трэш, которому уже много лет, поэтому фильм очень на любителя.