Posted on

Angst
(2004)

  • Angst (2004)
  • Режиссер Андрей Исканов
  • В ролях: Александр Шевченко, Александра Батрумова, Андрей Исканов
  • Главный герой (Александр Шевченко) мучается странными, крайне реалистичными кошмарами, причем посещают его эти кошмары обычно только в дождливую погоду. Но это оказалось не единственной проблемой, у него ко всему еще и сломался телефон. Но и вызванный мастер (Виктор Силкин), хоть и починил злосчастный аппарат, большого облегчения не принес. Приняв героя за исследователя смерти и узнав, что он во время дождя видит кошмары, принял его за собрата по несчастию и поведал о существовании вампиров. Собственно название ‘вампир’ он использует просто для обозначение, ничего с утонченными ночными кровопийцами, укоренившимися в поп-культуре, эти кошмарные сознания общего не имеют. Они появляются во время дождя, их можно услышать в телефонной трубке, они рвутся из своего призрачного потустороннего мира за новыми жертвами. Единственный способ избавиться от них это закрыть все окна и зеркала и переждать дождь.

    Нагрузив этой странной информацией героя мастер покидает его квартиру, однако расплата за открытые тайны ‘вампиров’ уже поджидает его. Напуганный и увлеченный жутким рассказом Герой поднимает трубку и правда слышит странный разговор. Однако и находящиеся на том ‘конце’ провода твари узнают, что секрет их существования раскрыт и начинают охоту на новую жертву. Испуганный происходящим, Герой звонит своей жене(.), находящейся на странной тусовке, и просит ее как можно быстрее приехать, ведь она интересуется всякой чертовщиной и может разобраться в происходящем. Тусовка, на которой находится Героиня (Александра Батрумова) представляет из себя наркотическое кислотное сборище странного народа, с явным уклоном в садо-мазохизм. Наркотики и абсент, избиение плетьми и странный секс там норма бытия. К Героине там клеятся два типа — Неформал (Станислав Ильясов) и Гот (Андрей Исканов), которые опосредственно (через Героиню, а потом и наркотические галлюцинации) соприкасаются с ‘вампирами’, а значит их ждет незавидная участь…

    Слово Angst в переводе с немецкого значит ‘ужас’, а в медицинской терминологии этим словом обозначают жуткие ночные кошмары. Оценивая этот фильм сложно хоть как-то абстрагироваться от дешевизны его производства, она видна во всем. И если в ‘Гвоздях’ простота и дешевизна очень хорошо вписывалась в общую концепцию фильма, то на этот раз она мешает, отвлекает и явно портит впечатление. Учитывая дешевизну производства, части фильма с главным героем удались — им получилось воплотить странную и страшную атмосферу. Кусок фильма с посещением мастера и следующее за ним пребывание героя в собственной квартире сделано довольно удачно, выдержаны соответствующие тона. Совсем хорошо получился сон героя, с которого фильм, собственно говоря, и начинается. Очень неплохо смотрятся специальные эффекты, созданные Искановым — ряд смертей выглядит довольно внушительно, мир ‘вампиров’ (показанный очень вскользь) тоже хорош, а замерзающие цветы завораживают. Понятно это не суперголливудские эффекты ‘Властелина Колец’, но кино это искусство условностей, поэтому местами эти условности очень видны — например, перелезание героя в соседнюю квартиру совсем не правдоподобное — но станет ли кто-нибудь без страховки этим заниматься. А вот удар ножем в дверной глазок, который оцарапал героя, получился совсем здорово.

    К сожалению фильм получился не столь удачным как его предшественник ‘Гвозди’, сюжет местами пробуксовывает, сцена странной тусовки излишне затянута и существует как бы сама ради себя. Немного прикольно смотреть оба фильма подряд — сразу видно это сняты они в одной квартире (та же дверь, местами тот же реквизит и т.п.). Не очень понравились мне некоторые авторские находки — вроде раздвоенного вида. Или, например трясущейся камеры во время действия — 1-2 раза этот прием использовать можно, но он быстро надоедает и начинает раздражать, тем более что это попытка скрыть недостаток бюджета. Очень неубедительно и раздражающе выглядели компьютерные вставки. Нужно заметить, что я смотрел не окончательную версию — Андрей Исканов продолжает переделывать фильм, избавляя его от недостатков (на часть из них, особенно мне не понравившихся, я и сам ему указал). Музыка Шевченко так же хороша, как и в ‘Гвоздях’ (она того же типа), разве что в одном месте мне она показалась находящейся не на своем месте. Общее впечатление от фильма получилось довольно среднее — с одной стороны есть сильные места, с другой, очень слабые (которые, надеюсь, исчезнут), но много обычного, не выделяющегося на общем фоне действия. Очень неплохой сценарий сильно страдает из-за отсутствия бюджета. Смотреть этот фильм будет интересно закоренелым фанатам жанра, да поклонникам подпольного кино, это определенно не продукт для массового зрителя.