Posted on

Призрак Дома на холме
(Haunting)
(1999)

  • Призрак Дома на холме
  • Haunting (1999)
  • Режиссер Jan de Bont
  • В ролях: Lili Taylor, Liam Neeson, Catherine Zeta-Jones
  • Этот фильм является римейком классического фильма 1963 года, который в свою очередь является экранизацией довольно известного романа Ширли Джексон. Так что с самого начала у фильма был своеобразный шлейф — определенная планка ожиданий и некоторая изначальная популярность, полученная благодаря успешности черно-белого фильма.

    Доктор Дэвид Мэрроу (Лиам Нисон/ Liam Neeson) решает провести сеанс экспериментальной психотерапии. Для участия в этом эксперименте он приглашает двух своих постоянных пациенток — забитую Элеанор Вэнс (Лили Тэйлор) и экспрессивную лесбиянку Теодору. Лечение проходит в роскошном старинном особняке, который уже долгое время никем не использовался, а присматривала за ним супружеская чета Дудли, живущая в ближайшей деревне. Вместе с двумя помощниками и двумя пациентками Морроу въезжает в особняк, который по виду напоминает скорее дворец небольшого европейского княжеского двора, чем обитель американского богатея. Практически сразу у приехавшей группы начинается полоса неудач и несчастий — порвавшаяся струна сильно бьет по лицу помощницы доктора, и ее приходится срочно увести из особняка. Доктор остается наедине с двумя пациентками.

    И вот тут начинается настоящее действие — начинается проявление потусторонних сил, вроде странных стуков, скрипов, передвигающейся мебели и страшных шагов. Постепенно активность вторгающегося нереального становится все сильнее, а пациентки все больше втягиваются в разгадку некой тайны — ведь все привидения обычно чего-то хотят. Только Морроу не сразу начинает беспокоится — ведь под видом сеанса лечения он на самом деле проводил весьма занятный эксперимент — хотел выяснить, насколько легко, поместив в соответствующие условия, убедить человека в наличии призраков и прочей аналогичной белиберды — в общем проводил испытание на податливость человеческого сознания. Однако его эксперимент пошел прахом — неугомонные духи не знали, что они лишь плод воображения неврастеничек и продолжали как ни в чем не бывало орудовать на территории заколдованного дома. Более того, похоже что сам дом тоже живое существо, и ему не очень нравятся его новые постояльцы.

    Мне фильм понравился. Я был не в восторге, но удовольствие от его просмотра я получил. В нем не очень много действия, но масса плотной атмосферы. Большая часть фильма — это пугающие звуки, замирающие или крадущиеся герои, темные коридоры и комнаты с яркими вкраплениями (красные ковры, пестрые кровати) а-ля барокко. Центральное место в фильме занимает Дом, причем именно с большой буквы. Я бы даже сказал, что именно он является главным героем фильма, а персонажи, исполняемые актерским ансамблем — лишь второстепенные герои, которые нужны лишь для того, чтобы оттенить дом, дать ему возможность активного действия. Первая часть фильма (пока в дело еще не вступила масса специальных эффектов), в которой действия дома еще робкие, неторопливые и не столь вызывающие, понравилась мне гораздо больше. Конечно, преображающиеся витражи или кровать-клетка выглядят довольно красиво, но простой стук в запертую дверь или шаги невидимого существа кажутся мне более пугающими.

    Декорации фильма выше всяких похвал. Как я уже говорил, именно они составляют большую часть атмосферы. Музыка в фильме показалась мне очень не навязчивой и хорошо отражающей общее настроение — выразилось это в том, что ее не замечаешь, она интегрированная часть картины, которая не выпирает на первый план и не отвлекает. Сюжет тоже совсем неплох, сценарий Дэвида Селфа (David Self) получился достаточно увлекательным и не пустопорожним, чтобы зритель не очень скучал — то и дело нам подбрасываются кусочки головоломки. Конечно, кому не нравится следить за раскрываемыми загадками это скорее всего не понравится и покажется нудным, но это уже их проблемы. Игра актеров тоже приличная — у меня (не самого большого ценителя актерского мастерства) она никаких нареканий не вызвала — все три персонажа сыграны достоверно, не выбиваются из образа.

    Конец фильма вызвал у меня кое-какие нарекания, но это не испортило общего впечатления от фильма. При этом могу совершенно однозначно заявить, что фильм многим может не понравится, так как в нем очень мало действия. На самом деле мало — большей частью нагнетается напряжение, да выясняются мелкие подробности прошлого особняка. В этом принципиальное отличие этого фильма от ‘Дома на холме призраков’. Но на специальные эффекты в нем не поскупились (хоть и не все из них мне понравились) — бюджет фильма был 80 миллионов долларов. Но оно того стоило — в США фильм собрал более 91 миллиона, а в Великобритании более 5,5 миллионов фунтов стерлингов. Но не смотря на коммерческий успех, мне кажется что фильм всегда останется в тени своего черно-белого предшественника — ведь красочные спецэффекты в нем вторичны, а атмосферу зловещего старого дома оригиналу вроде бы удалось передать лучше (жалко, что черно-белая классика ужасов у нас настоящий раритет и вряд ли нас скоро удасться самим проверить эти утверждения западных поклонников жанра).