Posted on

Убивать шутя 2
(Killjoy 2: Deliverance From Evil)
(2002)

  • Убивать шутя 2
  • Killjoy 2: Deliverance From Evil (2002)
  • Режиссер Tammi Suttone
  • В ролях: Charles Austin, Olimpia Fernandez, Debbie Rochon
  • Что ж, судя потому, что последние мои рецензии посвящены целиком и полностью трэш-хоррору, я, видимо, скоро переквалифицируюсь в обозревателя картин именно такого плана. Шутка. Ну а если серьезно, то очередной дешевый опус трэшевиков-затеиников из компании Full Moon Pictures, о котором сейчас пойдет речь, бесспорно заслуживает внимания и детального рассмотрения в рамках отдельного обзора. Два детектива забирают группу трудных подростков в пансион. Однако микроавтобус очень некстати глохнет во время поездки. Разумеется это происходит посреди безлюдной трассы в лесу и разумеется в темное время суток. В надежде найти телефон один из подростков забирается в какую-то убогую лачугу, находящуюся недалеко от дороги и тут же получает пулю в живот из ружья от не слишком гостеприимных хозяев, явно не обрадовавшихся ночному визиту незванных гостей. Ситуация становится совсем плачевной — к заглохшему микроавтобусу и неработающим мобильным телефонoм добавляется еще одна проблема — тяжелораненый Рэй-Рэй, нуждающийся в срочной медицинской помощи. Герои делают отчаянную попытку доити куда-либо пешком через лес, не имея ни карты местности,ни малейшего представления в какую сторону двигаться. Тем не менее через час они натыкаются на дом заклинательницы, практикующей магию Вуду, которая соглашается помочь умирающему Рэй-Рею. В это время двое подростков, совершенно не понятно зачем (мотивировка этого события — одно из самых слабых мест в сценарии), умудряются вызвать Шутника-Убийцу — духа в обличье злого зубастого клоуна, убивающего своих жертв весьма изысканными способами и беспрестанно при этом хихикающего натужно-глуповатым смехом.

    Сам сюжет фильма вышел на удивление неровным — он колеблется от вполне здравых и логичных действий и ходов до совершенно шизоидных поступков героев. Так, один из детективов вместо того, чтобы арестовать или хотя бы оглушить не в меру агрессивных хозяев первого дома, хладнокровно их убивает. ‘Так это же трэш’, — скажете вы и, конечно, будете правы. Но только отчасти, ибо и в этом плане картина получилась неровной — она постоянно балансирует на грани собственно трэша и вполне обычного фильма ужасов категории ‘Б’ по крайней мере,по манере исполнения. Во-первых, фильм не смотрится камерным и несмотря на скромный бюджет, действие здесь разворачивается в Лос-Анджелесе, затем на шоссе, наконец, в лесу и в двух домах. Для творений компании Full Moon такое количество локаций довольно нехарактерно. А перенесение действия в темное время суток позволяет вести съемки чуть-ли не у каждого куста, но в то же время создать иллюзию у зрителя, что события разворачиваются в большом лесном массиве. Интерьер дома заклинательницы довольно прост — по-большому счету это обычный дом (если внимательно смотреть, то можно увидеть вполне стандартную мебель и картины на стенах), приукрашенный немногочисленными магическими прибамбасами вроде искуственного черепа и непонятных фикусов в стеклянных банках, имитирующих зелья и снадобья. Но в то же время освещение, состоящее из пятен монохромных цветов на фоне общего полумрака, придают дому некоторую загадочность и атмосферность. Таким образом, дешевизна фильма не только не выпячивается, но и весьма удачно маскируется оригинальными находками съемочной бригады.

    Это касается и спецэффектов — убийства в целом достаточно неплохие, но технически трудные для показа, поэтому почти всегда сам момент нанесения тяжелого увечья, несовместимого с жизнью вынесен за кадр или демонстрируется не с самой выгодной точки обзора. Заметьте, не все убийство выносится за кадр, а только момент, например, протыкания головы трубой. Или другой пример — полосование ножом по лицу подано по большей части не в особо выигрышном ракурсе — со спины жертвы. В итоге зритель может ‘наслаждаться’ разного рода звуками, кряхтением жертвы и, наконец, результатом — здесь уже гримеры и создатели кровавых спецэффектов постарались на славу — раны выглядят достаточно правдоподобно и щедро приправлены искуственной кровью. Не могу сказать, что такая манера съемок меня раздражала — по крайней мере режисссер Тэмми Саттон избавил нас от приступов гомерического хохота, вызванного убожеским исполнением спецэффектов с привлечением кукол, которым отрубают различные части тела, протыкают головы и т.д.

    Собственно до появления клоуна-убийцы, фильм выглядит в паре моментов глуповато, но в целом достаточно серьезно и вполне потянул бы на традиционный,х отя и жутко малобюджетный фильм ужасов с легким налетом ужасняцкой атмосферы (до полноценной атмосферы здесь все же еще далеко). К тому же здесь присутствует один из самых излюбленных ходов в хоррор-фильмах — рассказ одним из героев страшной истории. Однако после появления Шутника-Убийцы начинается настоящий трэш и феереия абсурда: нелепый, не в меру говорливый и постоянно хихикающий (вот это хихиканье меня жутко раздражало) клоун отлавливает своих жертв поодиночке и убивает довольно любопытными способами — например, при помощи игрущечных челюстей. Речи Шутника-Убийцы до и во время убийств в целом неплохи и его юмор отдаленно напоминает шуточки Хранителя склепа из Tales From The Crypt, но вот с хохотом его пошел откровенный перебор — надо все же и меру знать.

    Впечатление подпортил и откровенно халтурный финал — средства борьбы с адским клоуном поданы довольно нелепо и невразумительно, к тому же с непонятной целью под занавес режиссер ввел шуточки вроде показывания среднего пальца. Хотя последнее можно объяснить специфическим актерским составом — практически все герои картины — афроамериканцы и у них похоже принято перед смертью пригрозить убийце ‘надрать задницу’, а потом показать средний палец и на последнем издыхании выпалить:’Fuck You!’ В целом фильм создан людьми,явно имеющими соответствующее образование и вполне представляющими как снимать кино. Недостаток финансов на протяжении картины очень умело маскируется и в итоге мог бы получиться дешевый и простенький фильм ужасов, вряд ли способный сильно испугать, но вполне способный порадовать ценителя ужасного легким налетом атмосферы и интересностью происходящего. Для этого стоило только ввести более-менее серьезного убийцу, но режиссер пошел другим путем и на экране замаячил довольно абсурдный убийца — явная оглядка то ли на ‘Клоунов-убийц из далекого космоса’, то ли на кинговское ‘Оно’ (а возможно на оба эти фильма) и картина вырулила в чисто трешевое русло.

    Я бы сказал, что эта Full Moonовская продукция по форме естественно относится к категории трэш-хоррора, но по своему содержанию — это едкий пример некоего полутрэша, наглядно показывающий, что у Тэмми Сэттона и его команды есть неплохие задатки, чтобы снять серьезный фильм ужасов, ибо подход в основе выбран достаточно грамотный.