Posted on

Куб Ноль
(Cube Zero)
(2004)

  • Куб Ноль
  • Cube Zero (2004)
  • Режиссер Ernie Barbarash
  • В ролях: Zachary Bennett, Stephanie Moore, Michael Riley
  • Итак, 2004-й год ознаменовался выходом приквела культового интеллектуального триллера ‘Куб’. Режиссёром третьего фильма о зловещем кубе на этот раз стал некий Эрни Барбараш, он же и написал сценарий. И что же мы имеем в итоге. Признаться, после посредственного и полностью вторичного ‘Гиперкуба’ я думал, что из идеи с кубом больше ничего выжать не удастся. Какой будет интерес смотреть третий раз одну и ту же историю, изъезженную прямо-таки до дыр… Но создатели фильма ухитрились вывернуться из этого щекотливого положения, полностью ‘отправив на пенсию’ парадигму, на которой снимались предыдущие части. ‘Куб ноль’ — это уже не рассказ о злоключениях и внутренних отношениях группы людей, заключённых в кубе с ловушками, а нечто совершенно другое.

    Сюжет логически связан именно с первым ‘Кубом’, и тем самым он совершенно абстрагирует вторую часть от общей истории. Действие картины с самого начала позиционируется не во внутренней стороне куба, как было до этого, а за её пределами. Фактически на первой же минуте фильма нам показывают операторский пульт наблюдения за кубом. Судя по всему, этот самый куб построен по заказу какого-то военного ведомства в целях исследования человеческой психологии и является совершенно секретным ообъектом. Два человека, которые сидят у пульта, вяло следят за злоключениями людей, которые находятся в кубе, сухо обсуждают увиденное, обмениваются шуточками, убивают время за игрой в шахматы, в-общем, проявляют черты типичных ‘белых воротничков’. Всё это сделано нарочито обыденно, чтобы зритель почувствовал контраст ужаса, творящегося внутри куба, и безмятежности за его стенами.

    А между тем куб функционирует в своём обычном режиме. Кстати, это не гиперкуб со второй части, а вполне обычное (разве только большое) кубическое помещение, имидж которого, правда, снова изменился (например, двери между комнатами обрели круглую форму). Люди внутри куба по очереди начинают попадать в расставленные ловушки (которые в этой части, как мне кажется, наиболее жестоки), делают те же стандартные выводы, что и обитатели первого куба, и начинают действовать по уже известной тактике поиска выхода из куба. Операторы, в свою очередь, бесстрастно фиксируют сцены смерти, записывают и отправляют их на хранение. Совершают они и другие весьма интересные действия вроде коррекции сновидений. Со временем мы узнаём, что один из операторов куба, молодой человек с ярко выраженными математическими и художественными способностями (Zachary Bennett), недоволен своей работой и тем, что ему приходится делать. К тому же он начинает явно неровно дышать в сторону одной из пленниц куба — женщины по имени Кассандра Рейнс (Stephanie Moore). И узнав, что она оказалась внутри этого механизма смерти по ошибке, он не может удержать себя от соблазна попытаться её спасти. Но для этого прежде всего нужно проникнуть в куб, а это сильно чревато (хотя кому, кроме как оператору, не знать все секреты куба.). Да и грозное начальство наверняка за это по голове не погладит. Напарник пытается образумить разгорячённого гения, сначала уговаривая его, потом угрожая, но всё тщетно, и вот он уже лезет в двери куба…

    Итак, ореол чего-то сверхъестественного и загадочного с куба окончательно снят. Но, как ни странно, это не сильно портит атмосферу фильма. Создателям удалось выдержать состояние грозной неизвестности, поместив операторов в изолированный подземный бункер и включив в сюжет несколько мрачноватых второстепенных линий. Тем самым моделируется ситуация ‘Куб вне куба’ — те, кто наблюдает за обречёнными обитателями куба, сами находятся в положении не лучше. И наблюдать, чем всё это закончится, более чем интересно. С технической стороны фильм ничего особенного из себя не представляет. Всё стандартно-качественно: режиссура типично ‘ужасняцкая’ без каких-либо вывертов, игра актёров на уровне, спецэффекты не вызывают нареканий (хотя кого ими сегодня удивишь), звуковое сопровождение достаточно жидкое, стилизованное под первый ‘Куб’… В-общем, всё на месте, как и ожидалось. И я этому, откровенно говоря, рад, так как высоты первого ‘Куба’ фильм бы не достиг в любом случае, а ненужными экспериментами этот фильм могли окончательно угробить.

    В целом ‘Куб Ноль’ смотрится гораздо лучше, чем ‘Гиперкуб’. Создатели учли печальный опыт предыдущей серии и сделали правильное решение, выбрав путь кардинальной сюжетной инновации, а не слепого подражания. В результате сценарий уже совершенно иной, чем в первых двух сериях, и зритель не может предугадывать дальнейший ход событий. Так что, если вам сколько-либо понравился ‘Гиперкуб’, то можете смело смотреть и ‘Куб Ноль’, он вас не разочарует. Ну а поклонникам первого фильма я бы порекомендовал всё же посмотреть его ‘нулевую’ часть, по крайней мере вы найдёте в нём ответы на большинство вопросов первой части.