Posted on

Во тьме
(Left In Darkness)
(2006)

  • Во тьме
  • left In Darkness (2006)
  • Режиссёр: Steven R. Monroe
  • В ролях: Monica Keena, David Anders, Jessica Stroup, Tim Thomerson
  • Силию с самого рождения словно преследует злой рок: ее мать умерла при родах, а вскоре этот мир покинул и отец героини, крепко пристрастившийся к бутылке после несчастья. Отсутствие родителей отчасти компенсировалось заботой и любовью дедушки и бабушки Силии, воспитывавших девочку в меру своих сил и возможностей, а также помощью некоего невидимого друга по имени Донован — доброго обитателя потустороннего мира, не раз спасавшего неосторожную девчушку словесными подсказками или же своими действиями. Например, когда восьмилетняя Силия выбежала на проезжую часть улицы и через считанные секунды должна была погибнуть под колесами автомобиля, Донован молниеносно перенес ее на тротуар, сохранив жизнь.

    Героиня была лишена радости празднования собственного дня рождения: эта дата навевала лишь мрачные мысли о том, что новая жизнь погубила жизнь старую (почему-то вспоминается персонаж Майкла Дугласа в фильме ‘Игра’, никогда не отмечавший день рождения по схожей причине). Тем не менее Силии исполняется 21 год — момент, с которого начинается абсолютная взрослость по американским меркам. Конечно, девушка хочет ярких впечатлений в этот день, хочет почувствовать себя счастливой, хочет испытывать лишь положительные эмоции. И в этом ей помогает лучшая подруга Джастин, предлагая сходить Силии на вечеринку в клуб KBN, занимающий ни много ни мало — отдельный дом (неоновая надпись с названием клуба перед входом чисто визуально выглядит весьма забавно). Согласитесь, есть где разгуляться — море выпивки, билльярд, диджеи, светомузыка, травка, огромное количество молодежи — что еще надо для безудержного веселья. Но Силия не знает, что в этот день ей уготован еще один страшный сюрприз…

    Послание Донована ‘Силия, иди домой’, переданное через гадание на колдовской доске, девушка воспринимает как шутку своих знакомых: о каком уходе с вечеринки может идти речь, если тебя окружают приятные, внимательные и немного не в меру веселые люди. Алкоголь притупляет чувство опасности — Силия не придает значения тому, что ее новый кавалер предлагает зайти в какую-то обшарпанную комнату в безлюдной части здания, в которой есть одна единственная дверь. А зря, ибо подонок намеревается ее изнасиловать и несколькими минутами ранее он растворил в бокале с пивом какую-то гадость. Самое страшное, что доза оказывается чрезмерно большой и героиня умирает, практически не приходя в сознание…

    Сценаристов картины иначе как извергами не назовешь, так как злоключения Силии не закончились даже после смерти. ‘Somewhere between heaven and hell. The ultimate evil waits to feed’, — так звучит тэг-слоган картины. Девушка оказывается в своего рода междумирии, разделяющим Рай и Ад, которое населяют пожиратели душ (по виду — обычные неклассические, то есть быстро передвигающиеся, зомби из многочисленных хоррор фильмов соответствующей тематики, только с когтистыми лапами), обреченные постоянно искать все новые и новые жертвы, чтобы не исчезнуть в небытии. Таким образом, перед нами — фильм-визионерство, путешествие по ту сторону привычной реальности, однако из-за скромного бюджета иная реальность практически ничем не отличается от нашей — это всё те же дома, автомобили, улицы, только абсолютно безлюдные и погруженные в вечную тьму. Несмотря на то, что это некое маргинальное пространство между Раем и Адом, в нем всё же действует ряд непреложных законов. Вокруг места гибели человека разливается свет и этот свет — его убежище в междумирии, спасающее от нападения пожирателей душ. Правда, свет гарантирует лишь относительную безопасность, ибо с каждой минутой он постепенно ‘умирает’, уступая место тьме, поэтому Силии, убежищем которой стал весь клуб KBN, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы через несколько часов не пополнить ряды безмозглых прожорливых тварей (в темноте им противостоять в принципе бесполезно).

    В убежище твари могут проникнуть, если только их туда сознательно пригласить, впустить через дверь. Поэтому пожиратели душ способны умело играть на человеческих воспоминаниях, слабостях и эмоциях. Проникая в глубины сознания, они способны принимать облик близких людей, воссоздавать реальные ситуации, происходившие в жизни. На собственном опыте Силии придется узнать, что главное правило здесь — не верить тому, что ты видишь, не верить тому, что тебе говорят. Разумеестся, сценаристы не заставляют героиню испытать абсолютно всю специфику потустороннего мира на личном опыте, а вновь вводят в поествование такого персонажа, как Донован, только уже не только в качестве защитника, но и проводника. Наконец, и без того нетривиальный сюжет готовит зрителю (и героине) еще один сюрприз: помимо безмозглых пожирателей душ в страшном мире есть еще и некий ‘кулинар’ — существо куда более умное, хитрое, проглатывающее души изощренными способами…

    Как вы уже, наверное, заметили, хоррор ‘Во тьме’ отличает крайне любопытный и нестандартный сюжет, причем уже с первых минут повествования достаточно трудно предугадать в какую сторону он повернет в дальнейшем. Определенно понравилась нелинейность сценария и отсутствие примитивизма — где-то после получаса экранного времени сюжетная линия дробится, вводятся новые персонажи, более подробно раскрывются особенности старых. Наконец, при переходе в потусторонний мир Силия не теряет возможности связаться с миром посюсторонним через зеркала (классический предмет, обеспечивающий возможность перехода в иную реальность, вспомните хотя бы карпенторовского ‘Князя тьмы’), что оказывается жизненноважным прежде всего для Джастин, которой грозит та же участь, что и главной героине. Вопрос ‘Удастся ли Силии спасти лучшую подругу.’ вкупе с различными ‘посланиями’ из одного мира в другой делают ‘Во тьме’ местами близким по духу напряженнейшему фильму ‘Радиоволна’ (Freaquency). В то же время сценарий не получился излишне витееватым, без явных перекосов в ту или иную сторону (скажем, глюков главной героини), довольно динамичным и адекватным для восприятия зрителем. Хотя недостаток бюджета не мог не отразиться на сюжетных коллизиях: картине, где большая часть действия сконцентрирована в одном, пусть и большом, доме, явно недостает масштабности. В итоге мы имеем не полноценное перемещение героев в потрясающие воображение лабиринты потустороннего мира (как, например, во второй части ‘Восставшего из ада’), а вторжение незначительного количества чудовищ в слегка измененный ‘наш’ мир.

    Другая особенность фильма — его ‘слезливость’, причем это слово я употребляю здесь без малейшей доли сарказма. ‘Во тьме’ изобилует не столько драматическими поворотами сюжета, сколько депрессивными настроениями, буквально пронизывающими картину: уже с первых минут проникаешься состраданием к главной героине, которой, грубо говоря, совершенно не везет по жизни, которую не только изнасиловали и убили в собственный день рождения, но еще и после смерти заставили бороться за собственную душу. Приятно удивила правдоподобная и тонкая игра Моники Киины, исполнительницы роли Силии, ‘засветившейся’, кстати, в ‘Адвокате дьявола’ и ‘Фредди против Джейсона’. ‘Во тьме’ — крайне эмоциональный хоррор, что совершенно не характерно для жанра, но впечатление от просмотра бьющие через край эмоции не портят. ‘Слезливость’ здесь не шаблонна, не отдает натужным кривлянием и местами способна растрогать даже самого чёрствого зрителя (например, эпизод, где героиня предает Джастин послание через колдовскую доску: ‘Когда ты умрешь, я приду за тобой. Силия’) Возможно, эта экспрессивность и нестандартность расказанной в фильме истории способствовала тому, что ‘Во тьме’ получл довольно высокую зрительскую оценку на сайте imdb — 5 из 10.

    Режиссер Стивен Монро, к которому я отношусь довольно прохладно (его работы ‘House of 9’ и ‘It Waits’ не произвели на меня впечатление), в этом хорроре блеснул мастерством, ухитрившись, несмотря на сильную территориальную ограниченность места действия, сделать картину весьма динамичной. ‘Посиделки в доме’, присутствующие здесь и в ‘House of 9’ отличаются друг от друга самым разительным образом в плане динамики, причем не в пользу последнего. Отмечу также, что раз упор в картине был сделан на идею, кино получилось практически бескровным. Максимум, что можно увидеть — пару царапин от когтей и один фонтан крови, так что тем, кому претят мозги, кишки и реки крови, фильм смело можно рекомендовать к просмотру. При довольно скромном наборе выразительных средств (мигающий свет, специфические ракурсы камеры и монтаж в отдельных эпизодах и т.д.) создатели картины вытянули свою продукцию до уровня крепкой ‘четверки’ за счет максимально полной эксплуатации сюжетных возможностей ‘Во тьме’, убедительной игры большинства актеров и крепкой режиссуры (Монро всё же удалось создать ощущение иного пространства, опасного и враждебного человеку).

    При более солидных финансовых вложениях ‘Во тьме’, возможно, стал бы и вовсе шедевром (а может и нет), но в том виде, в каком фильм дошел до зрителя, он определенно получился смотрибельным и заслуживающим внимания ценителей жанра. Оригинальный (что я ценю особо в эпоху всевозможных переделок, римейков и реинкарнаций), неглупый, грустный afterlife хоррор о ценности отношений между близкими людьми определенно не оставит вас равнодушным.