Posted on

Ночной пилот
(The Night Flier)
(1998)

  • Ночной пилот
  • The Night Flier (1998)
  • Режиссер Mark Pavia
  • В ролях: Miguel Ferrer, Julie Entwisle, Dan Monahan
  • Рассказ ‘The Night Flier’ был издан в сборнике рассказов Кинга ‘Ночные кошмары и фантастические видения’ (Nightmares & Dreamscapes), изданном в 1993 году. В издательстве АСТ его перевели как ‘Летающий в ночи’. Главный герой рассказа — Ричард Диз, журналист сверхбульверной газетенки ‘Внутренний взгляд’, впервые появился в романе ‘Темная половина’, но этот герой показался Кингу не исчерпавшим свои возможности, и поэтому он посвятил ему отдельный рассказ.

    Итак, главный герой фильма — Ричард Диз, которого играет Мигель Феррер (Miguel Ferrer). Этот журналист ‘Inside view’ в свое время был звездой журнала и его материалы часто появлялись на передовицах бульварной газетенки. Однако в последнее время он начал сдавать — истории про пингвинов-инопланетян и прочую подобную чушь ему уже начинают надоедать. И он все реже и реже стал появляться на обложке газетки, а имя его начинает покрываться пылью безвестности. И тут главный редактор ‘Внутреннего взгляда’ и начальник Диза Мертон Моррисон (его играет Дэн Монахэн/Dan Monahan) подсовывает ему историю про таинственного пилота-убийцу. Они прилетает на маленькие аэродромы, останавливается на ночь-другую, а после его отбытия у него за спиной остаются только несколько трупов, причем полностью обескровленных. Эта история звучит настолько же по идиотски, как и большинство публикаций газеты, только на этот раз это не дурацкий вымысел, а правда. Моррисон случайно узнал об этом факте и теперь пытается поручить это дело своему лучшему журналисту, который в добавок делает отличные фотографии.

    Однако эта история не очень вдохновляет Диза и он от нее отказывается, и главный редактор отдает эту историю молодой журналисточке, Кэтрин Блэр, ее играет Джули Энтуисл (Julie Entwisle), которая только и рвется заработать себе имя при помощи убойного материала. Она цепляется за эту историю, как за наконец-то попавшийся ей шанс. Но Диз, хорошенько подумав, все же решает заняться этим делом и Моррисон отдает его своему старому приятелю вместе со всеми наработками молоденькой журналистки. Диз садится в свой самолетик и летит на поиски ночного вампира-пилота. Понятно, что оставленная за бортом девушка обиделась, и решила самостоятельно занятся этим делом. Собственно, большая часть фильма это и есть погоня за таинственным существом двух журналистов.

    Фильм отличный. Я уже давно не видел настолько хорошо сделанных вещей. Сюжет развивается быстро, и при этом создается настолько плотная атмосфера напряжения, страха и необычности, что просто поражаешься. Прилеты на маленькие аэродромы, разговоры с людьми, посещение мест преступления, воссоздание всего окружения окутывает зрителя и приковывает к экрану. Сценарий к фильму написал Марио Павиа, который одновременно являлся и сценаристом. И сам фильм — это совместный Американо-Итальянский проект. При этом итальянская готическая школа оставила огромный отпечаток на фильме и придала ему то необходимое ощущение настоящего фильма ужаса, которого так часто не хватает штатовским фильмам. И еще им довольно успешно удалось избежать штампов и клише — при появлении их на экране Павиа удавалось их настолько изменить, что становилось интересно смотреть. И очень удачным получился финал — а это для фильмов вообще большая редкость. Финал — просто супер!

    Очень неплохо сыграны главные роли и их взаимоотношения. Вся эта линия старого и молодого бульварного журналиста настолько хорошо вплетена в сюжет, что только придает ему остроты и интереса. По моему скромному мнению — это самая лучшая экранизация произведения Стивена Кинга. Его рассказ я прочел уже после того, как посмотрел этот фильм. И был откровенно разочарован — рассказик довольно нудный, ему не хватает напряжения (которого в фильме было весьма не мало) да и вообще он выглядит как-то очень серо и не интересно. Возможно это последствия перевода, возможно и из-за того, что я сравнивал рассказ с этим великолепным фильмом, но ‘первоисточник’ мне совсем не понравился. Этот фильм — это один из тех редчайших случаев, когда экранизация оказывается лучше, чем литературное произведение, на котором оно основано. Причем лучше на порядок. Да и сюжетная линия рассказа гораздо короче — полностью отсутствует журналистка Кэтрин, да и вообще в фильме раза в два больше событий. Я где-то читал, что Кинг остался очень доволен этой экранизацией.

    Фильм ‘Ночной пилот’ был изначально сделан для выпуска на видео. Это дало авторам широкое поле для маневра — фильм можно было сделать кровавым (чего не позволяют телевизионные фильмы) и при этом он не был мэйнстримовым (чего требует кинопрокат). При этом, конечно, сильно страдает бюджет картины, но здесь это не очень сильно отразилось. Был фильм выпущен и на киноэкраны, только успехи там были мизерные — за три недели проката в Италии удалось собрать около 900 миллионов лир (90 тыс. долларов), а в США в первую неделю — 91 тыс. долларов. Надеюсь в видеопрокате фильму повезло больше и он не принес убытков создателям.