Posted on

Ре-аниматор
(Re-Animator)
(1985)

  • Реаниматор
  • Re-Animator (1985)
  • Режиссер Stuart Gordon
  • В ролях: Jeffrey Combs, Bruce Abbott, Barbara Crampton
  • Дэн Кейн (Брюс Эбботт/ Bruce Abbott) — молодой подающий надежды студент медицинского факультета университета Мискатоник. У него все прекрасно, даже его девушка Мэган (Барбара Крэмптон/ Barbara Crampton) является дочерью декана факультета Алана Хэлси (Robert Sampson), что вроде совсем хорошо, и декан вроде не очень-то огорчается по этому поводу (его отношение к роману дочери с Дэном вообще какое-то довольно странное, не поймешь, то ли ему все равно, то ли он против — местами вроде так, а местами иначе). И все бы было прекрасно, если бы из Швейцарии не приехал молодой студент Херберт Уэст (Джеффри Комбс/ Jeffrey Combs), который привез с собой дух сумасшествия. В Швейцарии с его наставником случилась небольшая неприятность — он вроде как помер, хотя и не совсем. И вот Уэст переводится в Мискатоник, где ему предоставляется очередная возможность отдаться медицине.

    С самого начала Уэст начинает проявлять свой бунтарский нрав — он ссорится из-за научной теории с одним из преподавателей — доктором Карлом Хиллом (David Gale). У Херберта довольно странная навязчивая идея — он утверждает, что мертвые ткани можно оживить, что шесть минут после смерти — не предел для возобновления жизненной деятельности организма. И этот эксцентричный очкарик-студент поселяется вместе с Дэном (его старый товарищ по квартире съехал и он искал кого-нибудь на его место). Новый сосед Дэна сразу не понравился Мэган, которую таинственность, замкнутость и ненормальность Херберта откровенно раздражали. И довольно скоро начинаются странные события — черный кот Дэна внезапно преподает, и Мэган находит его труп в холодильнике Уэста. Тому кое-как удается отбрехаться, но той же ночью Дэна будит странный шум в подвале (которым Уэст очень интересовался при съеме дома). Там, внизу он обнаружил Уэста и своего мертвого кота, который впрочем уже не был мертвым и вел себя довольно буйно. Когда им наконец удалось успокоить беснующуюся тварь, Уэсту пришлось открыть свою тайну.

    Оказывается, Уэст экспериментирует с препаратом, который оживляет мертвую ткань. Светящаяся жидкость желто-зеленого цвета может оживлять давно умершие существа. И кот Дэна ‘живой’ тому пример. Только вот реакция оживленных субъектов, не очень-то нормальная — они все оказываются довольно буйными. Но Уэст готов и дальше совершенствовать свой препарат. Кейна такое медицинское открытие одновременно и пугает и притягивает — все же не каждый день удается участвовать в медицинской революции. А такое открытие предлагает новые горизонты, новые знания. Таким образом Дэн втягивается в безумные опыты Херберта Уэста.

    Для полноценного эксперимента им нужно человеческое тело. Однако в итоге Уэсту запрещают подходить к моргу, а Кейна вообще выпирают из университета. Но стремление найти подопытного слишком велико, поэтому Кейн провозит Уэста в их собственную Мекку — университетский морг. Однако их эксперимент с трупом Мелвином (Peter Kent) выходит из под контроля (а чего еще ожидать) и неимоверно сильный реанимированный Мелвин убивает декана Хэлси. ‘Слишком старый труп, видимо повредились клетки мозга’ — выносит вердикт Уэст. А тут прямо подарок судьбы — совершенно свежий труп декана! Такое упустить нельзя (тем более, как им объяснить смерть декана), поэтому Хэлси накачивают реанимирующим препаратом и к тому времени, как в морг сбегаются люди декан уже сидит и качает головой, выдавая себя за живого.

    Понятно, что отношения Дэна с дочерью несчастного декана осложняются — трудно дружить с парнем, который сделал твоего отца идиотом. Но двух молодых медиков подстерегает и более серьезное испытание — злобный доктор Хилл, пылающий страстью к той же Мэган, разгадывает секрет не-живого декана и шантажирует Уэста. Не долго думая, тот убивает прозорливого доктора, но на свою беду решает сразу же провести эксперимент со столь удачным материалом — и оживленный Хилл оказывается первым подопытным, кто сохранил разум. И использует он этот разум вовсе не ради блага науки, а для достижения своих личных целей, тем более, что терять ему нечего — он уже мертв!

    Совершенно феерический фильм! Смотреть его настоящее наслаждение. Эта смесь настоящего ужасняка, натуралистичных спецэффектов и совершенно черного юмора — настоящий коктейль Молотова! Заряд энергии, веселость и задорно-страшная атмосфера фильма уже сделали современной классикой, и вряд ли фильм будет забыт на свалке истории — такие шедевры не умирают. Практически каждая сцена в нем просто потрясающа. Все эти зверские приколы конечно на любителя, но я уверен, что каждый поклонник ужасов оценит их по достоинству. Вся борьба с ожившими трупяками, начиная с кошки и кончая финальными сценами — это нечто удивительное, с одной стороны комичное, с другой безусловно ужасняцкое. И музычка в фильме хорошая — такая зловеще-веселая и интригующая. Очень хорошо выглядят исполнители главных ролей — их герои получились весьма натуральными. Фильм комбинирует забавные (и главное не тупые) диалоги и впечатляющие спецэффекты — наверное именно так можно выразить его суть.

    Сценарий на славу был сработан Стюартом Гордоном при помощи Уильяма Норриса (William Norris) и Дэнниса Паоли (Dennis Paoli). Продюсировал фильм небезызвестный Браян Юзна. Самое интересное, что этот шедевр потребовал не таких уж больших затрат — бюджет фильма был всего лишь 900 тысяч долларов. Занятный факт — в фильме можно найти несколько мелких нестыковок, но на DVD версии, где добавлены некоторые вырезанные сцены, эти самые сцены как раз прекрасно объясняют все нестыковки.

    В общем, в конце могу сказать, что если вы не видели этого фильма, то вы многое пропустили. Обязательно посмотрите и насладитесь этим прекрасным порождением жанра ужасов.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова о фильме ‘Ре-аниматор’.

    С тех пор как я впервые посмотрел этот фильм 12 лет назад (с названием, грубо переведённым как ‘Оживление’), очень немногие фильмы в жанре хоррора произвели на меня столь же жуткое и натуралистичное впечатление. Честно говоря, с оригинальным рассказом Х.П. Лавкрафта ‘Герберт Уэст, ре-аниматор’ он имеет самое отдалённое сходство. Но уверен, что так даже лучше, ибо в визуальном плане фильм серьёзно перевешивает рассказ. Несмотря на то, что этот фильм полностью снят в декорации и в нём нет ни единой натурной сцены (начальный кадр с общим планом клиники не в счёт), фантазия гениального Стюарта Гордона нашла себе в нём самое изощрённое воплощение. Продюсер Брайан Юзна, несмотря на микробюджет выжал из создателей специального грима Энтони Дублина и Джона Нолина все, что только возможно, а доделывать оставшиеся эффекты нанял компанию ‘Mechanical and make-up imageries’, возглавляемую знаменитым Джоном Бючлером. Полученный результат более всего напоминает первую часть ‘The faces of death’ с галлюциногенными грибами. Более качественного, стилистически гротескного и кровопролитного фильма не было все последующие годы и очень возможно, что и не будет. Возможно, что именно эти обстоятельства помогли ему получить первую премию фантастических фильмов в Ситджесе и специальную премию Каннского кинорынка. Уверен, что кроме нашей, отсталой во многом, страны нет больше в мире настоящих фанатов ‘хоррора’ не знавших бы эту картину наизусть!